Священномученник из яранской церкви

СвященномученикСын священника Димитрия Ивановича Ивановского из церкви села Пектубаево Яранского уезда, Анатолий Ивановский родился 16 февраля 1863 года.

К своим 20 годам он окончил Вятскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в Троицкую церковь села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии, а позднее стал псаломщиком одной из церквей Яранска.

В 1887 году поступил в Казанский университет, проучился там три года и был уволен по болезни согласно личному прошению. В 1890-1892 г.г. он жил в Казани, в Елабуге и Чистополе, пел в церковном хоре. Потом А.Д. Ивановский переехал в село Шулка Яранского уезда, где жили родители его супруги Юлии, отец которой также был священником.

24 февраля 1895 года Анатолий Ивановский вновь поступил на епархиальную службу и был назначен псаломщиком в Предтеченскую церковь села Суводь Орловского уезда, где прослужил до мая того же года. 11 ноября 1895 года он был поставлен псаломщиком в храм села Знаменское Яранского уезда Вятской губернии и нес это послушание до 17 февраля 1901 года, когда был рукоположен во диакона, а затем и во священника с назначением в Казанско-Богородицкую церковь села Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии, где прослужил семнадцать лет.

Отец Анатолий уделял большое внимание просвещению своих прихожан, нёс послушание законоучителя в нескольких школах. Труды священника Анатолия Ивановского получили признание, батюшка имел несколько наград: набедренник (1905 год), скуфью (1913 год), юбилейный нагрудный знак в память 300-летия царствования дома Романовых, медаль в память 25-летия церковно-приходских школ. В сохранившихся клировых ведомостях церквей, в которых проходило служение батюшки, говорится, что отец Анатолий вел себя скромно, поведения был «весьма хорошего». У него была большая дружная семья: супруга Юлия Михайловна, сын Всеволод, дочери Вера, Нина, Феофания, Ольга, Людмила, Наталия, Александра.

После революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Советская власть применила для этого любые возможные методы, в том числе и напряженную обстановку, сложившуюся в ходе гражданской войны.

Документы рассказывают, как «В сентябре 1918 года в уездные города Поволжья из Чрезвычайной комиссии Восточного фронта поступила телеграмма следующего содержания: «На Чехословацком фронте по всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая необузданная агитация духовенства против Советской власти. Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем прифронтовым Чрезвычайкомам обратить особое внимание на духовенство, установив тщательный надзор за ними, и подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против Советской власти. Приказ этот разослать уездным агитационным и волостным советам».

На основании так называемого «сигнала с мест» 17 сентября 1918 года священник Анатолий Ивановский был арестован Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией, «как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями». На допросе 16 октября 1918 года отец Анатолий своей вины не признал, сказав: «Я населению своего прихода ничего на почве политической не говорил и агитации никогда не вел». А на вопрос, как он смотрит на закон об отделении Церкви от государства, прямо ответил, что это значит лишить государственную власть благословения Божьего. Батюшка сказал также, что признает Советскую власть в гражданских делах, а в церковных – нет. Верность Богу и Его Церкви, своему пастырскому долгу была для отца Анатолия превыше всего. «Виновным себя ни в чем не признаю, в том и подписуюсь. Анатолий Дмитриев Ивановский», – такой фразой заканчивается протокол первого допроса батюшки. Об этом же самом он говорил и на повторном допросе 18 октября, показав: «Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха Тихона и Церковного Собора. Я предполагал, что я должен исполнять предписания высшей церковной власти и что Советская власть не должна вмешиваться в церковные дела согласно декрету об отделении Церкви от государства. Я исполнял свои обязанности, а если это не исполнять, то должно уйти с должности. Советскую власть признаю как факт и исполняю ее распоряжения. Для меня безразлично, какая власть бы ни была, лишь бы была она на христианских основах. Царское правительство для меня лучше в том, что Церковь не была отделена от государства. Вообще не задавался целью судить, какая власть лучше, какая хуже, лишь бы были между людьми братские отношения». Конечно же, никакой контрреволюционной деятельности батюшка не вел, а пострадал за веру, за то, что добросовестно выполнял свои обязанности и не скрывал своих убеждений.

Отец Анатолий пользовался на приходе огромным уважением. Причт Салтак-Яльской церкви выступил в защиту своего пастыря.

23 сентября 1918 года диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы Советской власти следующее прошение: «17 сентября 1918 года священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу. По какой причине, мы совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения». Однако эти слова никем не были услышаны. Советская власть искала врагов и находила их. Никто и слышать не хотел прихожан, говорящих о том, что священники несут людям не слова вражды, а слово Божие.

Постановлением Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте от 18 октября 1918 года священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 30 октября 1918 года близ города Уржум.

А. Д. Ивановский реабилитирован 1 июля 1992 года прокуратурой Кировской области согласно ст.3 и 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года. Его судьбу повторили сотни и тысячи священнослужителей, в один миг ставших врагами новой власти. За них, новомучеников и исповедников Российских, молится Святая Церковь, молимся все мы.

По материалам сайта  http://vk.com/s_nami_bog   «Яко с нами Бог»

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правила комментирования.