Мы все имели, понемногу. Откуда в Яранске работы Бубновой и Кандинского?

bybnova varvara2Наш городской сайт не однократно публиковал информацию на темы, что Яранск хранил долгие десятилетия рисунки Бубновой и акварели Кандинского, но вот снова Вятским художественным музеем упомянута работа художницы Варвары Бубновой с сопровождением об ее появлении в фондах Вятского музея с такого вот адреса: «Поступление 1965 года из Яранского краеведческого музея Кировской области». (https://vk.com/vxmbv) И снова люди спрашивают: «Откуда в Яранске работы Бубновой?!». Поведаем эту историю еще раз.

На заре советской власти в конце 1919, начале 1920 годов кукарскими (советскими) энтузиастами-искусствоведами любителями живописи организовывались выставки в районном музее, за экспонатами которых их устроители ездили не только в Вятку, но и в столицы – Москву, Петроград. Так, как свидетельствует альманах библиотеки имени Герцена «Вятские записки» (№ 18) Весной и летом 1920 года представителями музея были получены «из музейного отдела Наркомпроса несколько произведений для пополнения районного музея, которые были также включены в экспозицию выставки (работы Н. Пуссена, Т. Шевченко, Ж. Доре и др.).

Дальше — больше: «Третья художественная выставка в г. Советске, экспонированная в октябре 1921 г., была очень представительной – 332 произведения пятидесяти семи современных авторов насчитывал её каталог. В нём указывалось даже место работы художника, а иногда и принадлежность его к тому или другому направлению в искусстве» (см. там же).

«Больше всего москвичей, их двадцать пять, и среди них – С. Малютин, И. Мешков, Ф. Федоровский, В. Бубнова, В. Фалилеев, Д. Штеренберг, А. Родченко. Тринадцать художников – из Казани, некоторые из них показывают свои работы в Советске второй раз – Н. Фешин, В. Богатырёв, В. Вильковисская, И. Денисов.Но немало и беспредметного – это акварели В. Кандинского, конструкции линий, плоскостей и объёмов С. Фёдорова «Чёрное на чёрном», «Линии» А. Родченко и т. д.».

«Работы такого плана кажутся новаторскими и современными, рождёнными зарёй новой жизни. «Пусть пройдут здесь перед зрителем разные направления, в их исторической пестроте и в этой их «разности» зритель пусть сам найдёт своё, близкое ему лично, его среде и откликнется на призыв этой зари, откликнется по-своему на призыв к красоте», – писали об экспозиции той выставки на страницах печатных изданий тех лет.

Эта мысль близка высказанному А. В. Луначарским ещё в 1919–1920 гг. мнению: «Пусть слушает и оценивает пролетариат всё: старое и новое. Не будем ничего ему навязывать, будем, однако, ему показывать всё»

Третья выставка оказалась в Кукарке последней. «Главной причиной тому был голод, подступивший к уезду ещё летом 1921 г., а к весне следующего года охвативший весь юг Вятской губернии. С большим трудом выставку всё же перевозят в соседний городок Яранск – один из пунктов обширного маршрута третьей выставки, задуманной как передвижной».

В Яранске выставка открылась в день четвёртой годовщины Октября 7 ноября 1921 года и экспонировалась до 30 ноября 1921 г.

«Из отчёта директора районного музея А. А. Артёмова известно, что в Яранск выставка пришла в несколько изменённом составе – не было работ восьми современных авторов: А. Кравченко, О. Малютиной и других. Кроме того, появились и новые экспоненты – яранские художники З. А. Башмакова и М. П. Костромитинов.

Выставку посетило 2 666 человек – для маленького города цифра очень большая. Но, по свидетельству автора отчёта, крестьянство посещало выставку слабо, причиной чему были и бездорожье, и начавшийся в уезде голод, да и просто малая доступность искусства для зрителя, в массе своей в те годы неграмотного» (там.же «Вятские записки» № 18. )

Сообщение о грандиозной выставке в «Вятских записках» завершается так: «С большим трудом через много месяцев удалось вернуть экспонаты выставки из Яранска в Советск, а затем в Вятку. Многие из них остались здесь и хранятся в фондах Кировского областного художественного музея».

Выходит, что в Советск и Вятку работы из Яранского музея вернулись не все и не сразу. Рисунки В. Бубновой, как мы сейчас видим – только в 50-х годах, акварели Кандинского – лишь в начале 2000-х. Правда что и в Яранске с 1921 года они широкой публике к сожалению представлены не были – хранились в фондах краеведческого музея.

Рисунок Варвары Бубновой «Египетский мотив» - экспонат той самой яранской выставки и фотография художницы.

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правила комментирования.