Пасхальные события в Яранске: от чуда к чуду
«Христос воскрес!» — и для всех верующих началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. В Яранске прошли божественные служения в церквях Благовещенской, Троицкой, Успенской, а сегодня на вечерней службе привезли из Иерусалима благодатный огонь, сходящий с небес в канун православной Пасхи. Прикосновение к чуду не единственное, которое случалось с жителями яранского края на самый радостный и светлый праздник Светлого Христова Воскресения за всю историю нашего города.
Существует предание о марийце, который испытал«божественное внушение» - сон рассказал ему, что ему будет видение на левом берегу речки Ламба. И в праздничный пасхальный день 1914 года на том самом месте, которое ему приснилось он нашел икону Николая Угодника и бьющий из земли ключ. Через несколько лет прихожане села пришли к марийцу за иконой. И над источником построили часовенку. Это источник стал очень почитаться верующими, на него крестным ходом из местной Богородской церкви приносили божественную икону. Так же есть предание, что икону возили в Вятскую епархию на освящение.
В советское время яраничи праздновали Пасху несмотря на все запреты, которые шли от советской власти. Так в донесении районного прокурора 60-х годов прошлого века значится такая фраза: ««…Больным остается вопрос, что у нас еще и такие руководители, которые считают в порядке вещей в религиозный праздник сесть за праздничный стол, пойти вместе со всеми на кладбище и т.д., вплоть до того, что городские кафе накрасили в «пасху» яйца и выложили их в продажу».
«Борьба с предрассудками» не имела успеха. Ведь чудеса и были и еще случаются. Еще надо заметить, что прославленный во святых преподобный Матфей Яранский отошел ко Господу как раз 29 мая в день отданья Пасхи 1927 года.
А вот как описывают празднование Пасхи в газете «Просвет» ( по воспоминаниям Анастасии Махнёвой):
«- Ой, раньше-то разве так жили? Радостно было на сердце.
- А Пасху как встречали! Сколько радости было! Вечером вся деревня собирается, из всех домов как ручейки текут на бугор, на дорогу в село.
- А дома кто оставался?
- Только старики, кто не смогал, да малы робяты. Да стряпки ещё. А так все в церкву, и молодые, и старые, все идут. Что ты! Разве можно пропустить такой праздник. Твоя-то баушка Офросинья придет пораньше, дак до службы-то в палатке прикорнёт, отдохнет маленько. За день-то устанет дома, отдохнет. Да полна палатка набьётся, бывало, все стряпки. Поспят, а как к Всенощной-то зазвонят – проснутся, отдохнули. И в церкву идут. А молодёжь, дак та в Кирин сад уходила. Они в палатки не заходили. Им там весело.
Ой, полна церква народу! Со всех деревень. Большая была церква. Зимой на первом этаже служили, а к Пасхе на второй этаж перебирались. Два батюшка были у нас. Как хор запоёт, дак сердце куда-то улетает. Так хорошо, так радостно было.
А когда служба закончится – всей деревней домой идём. Светает уж, а пока идём – и солнышко играть начнет. Сколько радости было, смеху! Молодёжь впереди. Вся деревня вместе. Все смеются, разговаривают. Четыре-то километра пролетят – и не заметишь. И усталость как рукой сняло. А в домах уж печки топятся, дым идёт. Нет, больше такой радости уж не бывало…
- А в деревне-то как! По три дня гуляли. Стряпки скотину накормят – и опять на улицу. Дома всего наварено, напечено, готовить не надо. Робёнки на качелях качаются. Гармошка играет. У нас много гармонистов было. Река разлилась, овраги шумят. А пьянки такой, как сейчас, не было. Соберутся – поют да пляшут. Да шмонят друг над дружкой. Ну, выпьют сколь для веселья. А чтоб напиться – не было тогда такого. Не напивались».
Умер наш земляк, почётный гражданин города Гая в Оренбуржье | Что пишут в сети о Яранске? Пишут стихи! Пишут о нас! |
---|
Комментарии