Гость нашего города

Профессор Напольских: «В Яранске должно таиться ещё много неизведанного…»

napoiskix Традиции местного праздника Бодуна-дня, возможно, заложены в Древней Руси.
 В  Яранске побывал Владимир Владимирович НАПОЛЬСКИХ, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета из города Ижевска. Его пребывание в Яранске началось со встречи с Еленой Васильевной Дождиковой и Людмилой Леонидовной Смирновой, т.к. приехал он в наш город и район, не случайно, не просто так, а с конкретной, заранее определённой целью. С какой? Об этом мы спросили самого Владимира Владимировича, и вот что он ответил:
— Цель и задача у меня простая: посмотреть поминальный обряд Бодун, который сохранился в традициях у жителей одного из сёл Яранского района, и соответственно — я хочу увидеть там какие-то черты, особенности, которые что-то подскажут мне о его происхождении и помогут подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу, которые по поводу этого события существуют.

А гипотеза может быть очень интересной, и возможно, что этот поминальный обряд связан с очень древним русским обрядом, упоминания о котором встречаются в описываемых событиях X века. К примеру, в тексте Завета княгини Ольги упоминается наряду с понятием «тризна», какой-то, и по видимому тоже поминальный, обряд «бдын».

— Тогда, пожалуйста, немного расскажите о предыстории Вашего визита. О нашем Бодуне Вы откуда узнали?
— О Бодуне я узнал от своего учителя, ныне покойного, который жил в Санкт-Петербурге. Его фамилия была также родом с Вятки. Мы с ним обсуждали эти проблемы и пришли к мнению, что прояснить происхождение того самого «бдына» из древней рукописи, вполне может этот обряд Бодун. Я специально снаряжал людей, моих знакомых из Кирова, сюда в экспедиции, чтобы они искали и как-то зафиксировали дату проведения, чтобы была возможность его посетить.

Первоначально я, конечно, нашёл в «Словаре вятских говоров» ссылку на слово «Бодун», что подтвердило существование этого обряда. И вот, наконец, нашел подтверждение: обряд существует здесь и поныне, когда прочёл публикации Ю. Печининой, Л. Смирновой, Е. Дождиковой в краеведческом сборнике «Наш край». Тогда решил: приеду сам и посмотрю, потому что своими глазами всё увидеть и своими ушами услышать — это куда полезнее.

— Сами посмотрите и сделаете вывод, а мы как об этом узнаем?
— Я считаю необходимо сделать публикацию о поминальном обряде Бодун в научно-популярном журнале «Живая старина», который выходит в свет и пользуется вниманием читателей, как учёных, так и любителей истории. Я со своей стороны расскажу там же и о своих находках и выводах, если, конечно, что-то удастся увидеть, заметить. Во всяком случае, пора ввести в реальный научный оборот этот ваш праздник, чтобы о нём знали люди, занимающиеся не только историей, но и русским фольклором. Об этом, я думаю, у них сейчас информации нет никакой. А там уже будем разбираться, связано это с Ольгиным «бдыном» или не связано… Я думаю, что всё-таки связано.

— Мы-то в большинстве своём склонны многие местные названия связывать с языком и традициями марийского населения. Почему-то многие считают народы финно-угорской группы коренными обитателями здешних мест.
— Славянское заселение средней Вятки произошло довольно рано. В конце XII века скорее всего новгородцы уже попали в район современного Кирова. А сюда? Вопрос сложный. Скорее всего, по Вятке в конце XIII века славянские поселенцы уже спускались сюда, до нынешнего Советска. Но ведь и марийское население в этих краях сформировалось довольно поздно. Не надо думать, что марийцы жили здесь со времён ледниковой эпохи. Всё указывает на то, что и на территории современной Марий Эл марийское население сформировалось в конце первого тысячелетия нашей эры. Причём из разных групп, пришедших с Запада по разным причинам. То есть — совсем не аборигены. И вообще на земле нет таких мест, где бы народ жил с допотопных времён. Все и всегда откуда-нибудь пришли или сформировались на этой территории вследствие каких-то процессов миграционных, контактных и т.д.

В Казани мы обсуждали этот вопрос с коллегами, на территории Татарстана к V-VI векам нашей эры сформировалась культура, созданная населением пришедшим скорее всего из бассейна Днепра, и я в своё время написал статью, в которой показал, что в языках на территории нашего региона, в частности, в удмуртском, марийском имеются слова, которые можно объяснить как праславянские. То есть, они заимствованы из какого-то очень древнего языка, очень похожего на праславянский, то есть на общего предка современных русского и польского и т.д. И есть основания полагать, что вот та культура на территории Татарии создана группой, очень близкой к праславянскому языку. Потом они частично ушли обратно на Запад, а частично вошли в состав волжской Булгарии, слились с ней, но какой-то след их культуры естественно остался. Мы всегда можем наблюдать такие вот пертурбации, в итоге получаются идеи, которые определённые люди подхватывают, берут на вооружение и заявляют, к примеру, что в Татарстане русские жили гораздо раньше татар. А это уже содержит политическую подоплёку, в нашем деле, разумеется, совершенно не нужную.

— Уходят поколения, уходит и память, поэтому сейчас наверное гораздо сложнее определить: что было вначале, а что потом?
— Поэтому надо собирать сейчас то, что ещё можно собрать. Собирать, записывать, хранить не на магнитных лентах, которые недолговечны, а в цифровой записи. Задокументированный электронный файл с записью фольклора, в ваших краях, например марийского, может оказаться пусть не сразу, не сейчас, но когда-то и кем-то востребованным. И даже если вы сами марийским языком не владеете, записывать надо всё равно на языке оригинала, потому что при переводе очень многое можно потерять. Самый простой способ — делать электронный файл в виде живой речи и к нему прилагать документацию на русском языке с кратким содержанием, датой записи, именем человека от кого всё это записано. И создавать вот такой архив.

— Собирать местный фольклор?
— А почему бы нет? Я, конечно, несколько далёк от этого, но наладить контакты с теми, кто этим интересуется в Москве или в других городах, я могу. Народное творчество продолжает жить, его необходимо фиксировать документально. Скажем, когда начались митинги на Болотной площади в Москве, ребята, исследователи фольклора пошли и стали фотографировать все лозунги, записывать поговорки и речёвки и тут же сделали специальный выпуск журнала, посвящённый фольклору Болотной площади. Это реально, потому что это словотворчество народное, и оно живёт.
Рукописные издания, книги, девичьи альбомы… всё это очень и очень интересно для исследования.

В беседе участвовал Александр ДЕНИСОВ


 P.S. Поездка Владимира Владимировича состоялась. Ему удалось на Сердежском Бодуне даже записать песни под гармошку. Перед отъездом он встречался с заместителем главы администрации района по социальным вопросам А.В. Соколовым и поддержал идею Е.В. Дождиковой и Л.Л. Смирновой по созданию исследовательско-методического центра в Яранске, так как и здесь, и на соседних территориях очень много ещё неизученного. Центр поможет нам поддерживать связи с научным миром.

На фото – профессор, доктор исторических наук В.В. Напольских

 http://www.narodvestnik.ru/novosti-rajonov/nvv-2/238-professor-napolskikh-v-yaranske-dolzhno-taitsya-eshchjo-mnogo-neizvedannogo

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правила комментирования.