Как наш яранский радист был голосом революции в 1917 году

radioСегодня день радио и в этот весенний праздник будет нелишним вспомнить, что именно уроженец Яранского уезда, почётный радист, действительный член Русского географического общества Николай Романович Дождиков в дни Великой Октябрьской революции лично передал с Царскосельской радиостанции в эфир первые ленинские декреты о мире и о земле. Наш Н.Р. Дождиков в 1917 году состоял председателем комитета Царскосельской радиостанции.

В советской прессе, в том числе и в районной газете Яранского райкома КПСС «Знамя коммунизма» в 1970 году публиковались воспоминания Николая Романовича о том, как в революционные дни он неоднократно встречался и лично разговаривал с руководителем Советского государства рабочих и крестьян Владимиром Ильичом Лениным. Это как по нынешним меркам пообщаться с Президентом страны. А то и того круче.

Вот как это было (по публикациям 60-70 годов): «В штабе революции по-прежнему многолюдно. У дверей 71-й комнаты двое часовых. К ним подошел солдат с большими черными усами. Он в необычной для обитателей Смольного одежде: новенькая серая шинель, на голове каска с русским двуглавым орлом. В руках солдата толстая книга.

«Ленин здесь» - спросил у часовых бойкий солдат.

«А тебе зачем?»

«Спрашиваю, значит нужно и по срочному делу».

«Здесь несрочных дел нет. Что там у тебя, выкладывай».

«Пакет с важными бумагами».

«Сейчас Ленину некогда читать бумаги. Ты ведь знаешь, что происходит?»

«Знаю. Поэтому и пришел сюда».

«Тогда сдай свои бумаги кому-нибудь».

«Такие бумаги "кому-нибудь" не сдают. Раньше их сам царь читал. Потом главком Керенский. Теперь, по моему разумению, их должен читать Ленин, как самый главный в России».

«Что-то не верится. По одежде да острому языку ты похож на юнкера. Не думаешь ли одурачить нас»?

«Ловко определяете. Если возьмете в расчет мои усы, гляди и в генералы произведете... Мне Ленин срочно нужен. Дело говорю».

Часовые колебались, усатого солдата не пускали к Ленину. Тот показал им пакет с пятью сургучными печатями и надписями: "По военным обстоятельствам", "Весьма срочно", ' "Совершенно секретно". "РАДИОГРАММЫ".

«Проходи», - разрешили наконец часовые, расступившись перед усатым солдатом.

Солдат с пакетом вошел в небольшую комнату. Ленин сидел за столом и беседовал с вооруженными рабочими. В комнате - матросы, солдаты, штатские, занятые своими делами. Никто не обращал внимания на вошедшего солдата. Он остановился в нерешительности у дверей. Заметив солдата, Ленин спросил:

«У вас что, товарищ»?

«Сводки с фронтов, радиограммы о содержании иностранных газет».

Ленин встал и принял от солдата увесистый пакет.

«Откуда вы»?

Солдат встал по стойке "смирно" и четко ответил:

«С Царскосельской радиостанции».

«Кто может принимать ваши передачи»?

«Весь мир».

«Вот это хорошо. Очень хорошо»!

Распечатывая пакет, Ленин спросил:

«Да, кстати, я узнал, что вчера или позавчера ваша радиостанция передала в эфир призыв: "Вся власть Советам!" Кто это передал»?

«Я, товарищ Ленин. Являясь председателем солдатского комитета станции...»

«Как ваша фамилия»?

«Старший радист Дождиков, Николай Романович».

«Рад познакомиться. Вы сделали большое, очень большое и хорошее дело. От имени власти Советов благодарю вас за выступление в эфире. Это очень хорошо! Благодарю вас еще раз»! - повторил Ленин, пожимая солдату руку.

«Товарищ Ленин, прошу расписаться в получении пакета», - сказал солдат, положив на стол цазносную книгу.

«Ага, формальность. Понимаю», - ответил Владимир Ильич, улыбаясь, и написал карандашом: "В. У.".

С агиткой в эфире, о которой спрашивал Ленин, произошло так. Глава Временного правительства Керенский без конца выступал в газетах, слал телеграфом и по радио призывы, которые начинались трехкратным повтором: "Всем, всем, всем! Товарищи, товарищи, товарищи!.." Радистам надоело передавать беспомощные вопли главкома. Солдаты примкнули бы к революционным войскам, да были изолированы от всех, находились под усиленной охраной юнкеров. Каждое слово, передаваемое в эфир, проверялось дежурным офицером, сидевшим в соседней комнате у контрольного аппарата.

Во время передачи очередного воззвания с нападками на военно-революционный комитет старший радист Дождиков, имевший доступ в офицерскую комнату, зашел туда и незаметно для офицера отключил чашечку с мастикой. Передача в эфир продолжалась, а контрольный аппарат не делал отпечатков на телеграфной ленте. Дежурный офицер не придал этому особого значения, думая, что происходит обычный осмотр или ремонт аппарата. А Дождиков перешел быстро в соседнюю комнату и, едва не столкнув со стула работавшего радиста, сказал торопливо:

«Встань, Саша, нужно срочно...»

«Я здесь остановился», - ответил молодой солдат, подумав, что старший хочет подменить его н передать радиограмму быстрее.

«Хорошо, хорошо, не беспокойся». Взяв привычной рукой телеграфный

ключ, Дождиков стал быстро выстукивать, не глядя на текст:

----Всем, всем, всем! Товарищи, товарищи, товарищи! Керенский вас обманывает, не верьте ему!..---- Передав эту фразу одним махом, он остановился, напряженно думая: "Что еще передать"? Придумать ничего не удавалось. Над ним довлел страх: если дежурный офицер узнает о его проделке, неминуема смерть. Пауза в передаче затягивалась, а это тоже могло вызвать подозрение. Наконец Дождикову пришли на память ленинские призывы, и аппарат снова застучал: «Берите власть в свои руки! Вся власть Советам!..»

Ленин читал радиограммы, принесенные солдатом, и восхищался.

«Интересно! Очень интересно! Прошу приносить мне военные сводки и обзор иностранных газет каждый день. А вот это передайте в эфир несколько раз».

Владимир Ильич вручил радисту обращение «Къ гражданам России» и попросил коменданта выписать Дождикову круглосуточный пропуск в Смольный. Радиостанция в Царском Селе вскоре перешла в распоряжение Военно-революционного комитета.

Через два дня, вручая солдату-радисту "Декрет о мире" и "Декрет о земле", Ленин предупредил:

«Это очень важные документы. Передавайте их несколько дней. Пусть весь мир узнает правду о нашей революции».

В 2015 году исполняется 40 лет со дня памяти Николая Романовича Дождикова (1889-1975), «Почетного радиста СССР», «Почетного полярника», «Почетного работника морского флота», инженер - капитана II ранга, действительного члена Географического общества Академии наук СССР (с 1963г), нашего земляка. Родился в д. Дождики Мало-Щегловской волости Яранского уезда. Последние годы жил в Ленинграде.

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правила комментирования.