Вятские мари и яранские участники региональной культурной автономии марийцев
Представители Яранского района приняли участие в круглом столе по возрождению традиций народов мари.
В «Доме дружбы народов" Кировской области состоялся круглый стол по возрождению традиций народов мари, в рамках праздника «Угинде» (праздник нового хлеба), который проходит 2 августа.
В работе круглого стола приняли участие активисты-общественники из Кикнурского, Пижанского, Лебяжского, Малмыжского, Уржумского, Яранского районов Кировской области, представители региональной власти, сотрудники Дома дружбы народов.
Чем же отличаются вятские марийцы от марийцев, живущих в Марий Эл или в других регионах? Прежде всего элементы отличий находятся в одежде, затем – в обрядности и т.п. Отмечены определенные черты праздников у вятских марийцев, которые отличаются от традиционных. Отмечается, что они использовали музыкальные инструменты, которые в просторечье назывались «пузырь», «гусли» и «барабан». «Пузырь делается на манер кларнета из липового дерева длинною в 6 вершков, у которого на нижнем конце приделан коровий рога в середине сверху выкладываются две оловянные, или костяные дудочки. Длиною в 2 вершка, на коих сделаны 8 отверстий, о другой всунут в дыру бычачьего пузыря, который надувается духом, и против одной дыры на пузыре с другого бока в маленькую дыру укрепят костяную дудочку. Пузырщик возьмет оную в рот, дует в пузырь, пузырь же, наполнившись воздухом, надуется, пузырщик обхватит пузырь с обеих сторон руками, перебирает пальцами в отверстии и когда нужно перевести дух, то сожмет пузырь ладонями, почему и играет безостановочно. Гусли делаются небольшие, похожие на трех-угольную шляпу с 12-ю балалаечными струнами, в которых играют, поставя себе на колени. Барабаны имеют обыкновенные, простые, то есть в виде лукошка, средней величины, сделанного из лыка или липового дерева, которое с обеих сторон обтянуто сыромятной телячьей кожей. И ударяют двумя палочками с выражением звука: “то-то-то, то-то-то”».
Показательно, что традиции музыкального и иного фольклора вятских мари сохранились и в течение XX в., и в первых десятилетиях XXI в. Обращают на себя внимание некоторые «фольклорные расшифровки» вышитых узоров на праздничных головных женских платках марийцев, живущих в соседстве с разными группами русского населения. Показательно, что в обрядности мари сохраняется сравнительно высокая доля дохристианских воззрений.
Так, степень сохранности и воспроизводства этнокультуры в локальных группах вятских мари достаточно высока.
Жительница Яранска причинила вред здоровью мужа по неосторожности | Яранич своими руками создал дом своей мечты |
---|
Комментарии