Во время гражданской войны американскому президенту Линкольну часто приходилось делать смену командования – все генералы его армии совершали большое количество промахов. Их поступки подвергались жесточайшей критике со стороны жителей страны, но сам президент воздерживался от комментариев. Его принцип – не судить, реализовывался и во время отчаянного четырехлетнего противостояния, в котором погрязла вся страна.
Более того, он не поддерживал друзей или членов семьи, когда те начинали жестко осуждать противников-южан, объясняя это тем, что в их ситуации действовал бы так же.
Хотя, кто как не он имел право судить? Однако сам президент избегал оценок и высказываний.
Выписка из статьи с сайта "Армия и флот"
Шел июль 1863 года. Армия генерала Ли начала отступать к югу. Их передвижение сопровождалось сильными летними ливнями. Тяжелый размытый путь, преграждала река – переправиться через нее во время паводка было невозможно. Бурный поток создал отступающей армии ловушку. Им некуда было идти. Впереди обезумевшая река, позади – армия северян.
Это был шанс для северян. Всего одна ночная битва – и они победители бы, конец войне. Линкольн приказал генералу Миду атаковать без подготовки и созыва военного совета. Однако генерал ослушался, он рассылал телеграммы, созывал совет и тянул время. К утру вода спала, и южане переправились на другой берег.
Ярости Линкольна не было границ – упущена такая возможность закончить войну. Он написал генералу письмо, в котором высказал свое недовольство и возмущение действиями генерала Мида. В письме он спрашивал о том, почему его приказы были проигнорированы, как генерал мог упустить такой шанс и как он собирается воевать дальше на южном берегу? Выражения были четкими и справедливыми, но даже это было слишком для президента и противоречило его принципам.
Какова же была реакция Мида? Никакая... Письмо так и не было отправлено.
Поразмыслив, Авраам Линкольн произнес фразу, которой полностью оправдал действия Мида. Суть ее состояла в том, что если бы и он, Авраам Линкольн, видел столько же крови, горя и жертв этой братоубийственной войны, как генерал Мид, он бы тоже не решился безжалостно убивать южан в их западне.