Корни марийской религиозной секты «Кугу-сорта» – в Яранском уезде

черемкопированиеИнтересная в сети Интернет, в «Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина», мне сегодня попалась книжка. Зачитался. В ней подробный рассказ о марийской секте, начало которой ведётся из Яранского уезда Вятской губернии. Религиозная секта представляет собой объединение традиционной веры марийцев (языческой, многобожной) с традициями русского православия (христианскими, с единобожием). Автор этой книги жил в конце 19-го, начале 20-го веков «Кузнецов Стефан Кирович (1854-1913)». Книжка вышла в свет в начале 20 века: «Черемисская секта Кугу-сорта: Опыт исследования религиозных движений среди поволжских инородцев/ С. К. Кузнецов .- Москва : Тип. Имп. Моск. Ун-та , 1909 .- [2], 59 с. ; 26 см.».

Кугу-сорта (в переводе с марийского «Большая свеча») — Википедия говорит о ней, как о «марийской синкретической секте, объединившей традиционную веру марийцев (черемис) с элементами русского православия».

Ещё узнаём, что «возникла в 70-х годах XIX в. в среде крещёных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения секты оказали влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар».

В чём же была суть новой марийской веры? В отличие от традиционного марийского культового кровавого жертвоприношения, сектанты Кугу-сорта производят жертвоприношения в виде сжигания хлеба.

Само название секты происходит от использования при обрядах большой свечи, весом в 15-20 кг, называемой «кугу-сорта» («большая свеча»), с несколькими конопляными фитилями. Эта свеча зажигается только во время торжественных служб или в период стихийных бедствий. В обычных служениях употребляются также большие, но меньшего веса свечи, с конопляными фитилями для обычных служб и с соломенными — для молений перед посевом ржи. Языческие элементы прослеживаются также в обрядах сектантов Кугу-сорта и в том, что малые свечи во время богослужения ставятся в деревянные липовые чашки, наполненные разным зерном, в зависимости от сорта зерна, произрастающего в данной местности.

Кугу-сорта почитали как христианских святых, так и верховное марийской божество Кугу-Юмо и пантеон младших божеств — неба, воды, жизни и т. д. Существовало представление о злом божестве Кереметь, что можно считать пережитком дуализма. Считалось, что у каждого приверженца секты существовало по три ангела-хранителя — один над головой и по одному за каждым плечом. Ветхий завет, ветхозаветная космогония, миф о первых людях и их грехопадении признавались. В то же время в среде кугу-сорта существовало учение о «77 верах», состоящее в том, что бог создал для каждого народа особую веру и марийцы должны исповедовать не татарскую (мусульманскую) и не русскую (православную), а собственную веру. Таким образом, хотя де-факто секта кугу-сорта и имеет христианские (в том числе) корни, сами приверженцы секты этого не признают.

Наряду с традиционными православными праздниками кугу-сорта почитали пятницу и отмечают некоторый национальные марийские праздники. Приём в секту производился через своеобразное крещение, заключающееся в девятикратном обливании холодной ключевой водой. При этом читаются своеобразные молитвы, искусственно сформированные из языческих заклинаний.

Кугу-сорта производили и нетрадиционное причастие, состоящее из забродившего меда (щербы) и овсяные хлебцы, приготовленные из муки, толченой в деревянной ступке. Для причастия использовался большой стол, покрытый конопляной скатертью, на которую ставится небольшой столик, сплетенный из травы. Огонь, требуемый для богослужения, каждый раз добывался трением двух липовых палочек (Ср. славянский обычай т. н. «Живого огня»). Вместо пения при богослужении используются гусли, вместо колокола — барабан. Во время богослужения сектанты одевались в белые конопляные рубахи и штаны, а также используются деревянные (берёзовые) ножи. Богослужение завершалось трапезой, которая готовилась на месте богослужения. Часто богослужения проводятся не в домах, а в особых священных рощах. В этом случае трапеза не готовилась, а приносится с собой, так как разводить огонь в священный рощах было нельзя.

Адепты Кугу-сорта стремились жить натуральным хозяйством, избегая приобретать и использовать посторонние продукты: чай, сахар, соль, спички, керосин и т. д.

В XIX в. кугу-сорта воспринималась светскими и духовными властями как «вредная секта». Секта активно действовала до 1917 г. В советское время сектанты подвергались преследованиям со стороны светских властей. К концу XX в. практически все общины секты слились с марийской традиционной религией.

По материалам Википедии и книги С.Кузнецова «Черемисская секта Кугу-сорта».

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов
Your comments are subjected to administrator's moderation.
правила комментирования.