"Не виноватая я!" : яранский экспонат "символ невинности" в Сергиево-Посадского музея
В историко-художественном музее г. Сергиев Посад, Московской области, имеется любопытный экспонат из давнего забытого русского костюма по времени относящийся к концу XIX века.
Самое для нас интересное, что приобретён этот экспонат для музея в деревне Васькино Яранского уезда. Теперь таких нарядов в природе не сыщешь, потому что венчальные традиции XIX века к веку XXI давно ушли на второй или даже возможно более дальний план.
А экспонат в музее остался. Это – Венчальная рубаха-«целошница», как мы уже говорили, из 1890-е годов Вятской губернии, Яранского уезда, дер. Васькино.
«Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.
Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Процесс изготовления ткани для свадебной рубахи был более трудоемким, чем тканье обычного холста. Полотнища выполнялись заготовками в размер длины будущей рубахи. Заготовка этой рубахи состояла из узорной каймы в виде полосы орнамента розового цвета из крупной зигзагообразной линии, выполненной в технике закладного ткачества, и окаймляющих ее сдвоенных полосок и белого холста полотняного переплетения. Для шитья рубахи-«целошницы» понадобилось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы.
Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов» – так описывают предмет старинной русской одежды авторы книги «Русский народный свадебный костюм» С.В. Горожанина и Л.М. Зайцева.
На снимке: Яранский экспонат Сергиево-Посадского музея
Техникум широко распахнул двери | Утопит нас или подтопит? |
---|
Комментарии