Изобретение яранского инженера-самоучки включили в число пяти эпохальных русских изобретений
Самобеглую коляску яранского изобретателя Леонтия Шамшуренкова включили в число пяти эпохальных русских изобретений, которые изменили ход истории. Об этих фактах печатные и интернет- издания писали в феврале, в связи с отмечаемым Днём российской науки.
Изобретение Шамшуренкова поставлено в один ряд с изобретениями Свечи Яблочкова — будущей электролампочки, Вагона с бесконечным цепообразным рельсом Федора Блинова — предвестника трактора на гусеничном ходу, модель ракеты Константина Циолковского, на основе которой разработан запуск современных космических кораблей, автомата Калашникова.
Вот что пишут СМИ об истории изобретения самобеглой коляски Л.Л. Шамшуренковым: «Доподлинно неизвестно, кому пришла в голову мысль, что для приведения в движение повозки вовсе не обязательно ее тянуть - достаточно вращать колеса, сидя в самой повозке. Но есть основания полагать, что одним из первых этот стереотип отверг крестьянин Яранского уезда Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков. Судьба этого инженера-самоучки крайне драматична.
В 1741 году яранский воевода, воровавший спирт с казенного завода, разгневался на Шамшуренкова за поданную им жалобу и упрятал его в тюрьму. Оттуда Шамшуренков послал в губернскую канцелярию заявление "о сделании им коляски самобеглой", рассчитывая на то, что его освободят для создания этой машины. В письме говорилось, что Леонтий "сделать может так, что коляска будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, сидящими в той же коляске... А ежели то его показание явится ложным, то будет повинен смертной казни".
До Петербурга запрос "не повелено ль будет крестьянину Шамшуренкову куриозную коляску для апробации делать" дошел только через 11 лет! Истощенного за годы пребывания в застенках Леонтия доставили в столицу, отвели квартиру и пособие. Изобретатель, поставивший свою судьбу в зависимость от успеха коляски, работал и день и ночь. Дело шло быстро: Шамшуренков, в сущности, только доводил до конца те опыты, которые делал еще до того, как оказаться в тюрьме.
1 ноября коляска была готова. Сенат решил "самобеглую коляску принять, а Шамшуренкова обязать подпискою, чтобы он без указа из Петербурга никуда не отлучался". Несчастный изобретатель вместо ожидаемого освобождения оказался в тяжелом положении: деньги на пропитание ему больше не отпускались. Только в декабре ему было разрешено вернуться домой. Весной судьба наконец сжалилась над Леонтием. В губернскую канцелярию пришло постановление Сената выдать ему 50 рублей. Получив деньги, изобретатель воспрянул духом и с новой страстью обратился к одолевавшим его идеям(смотрите публикацию https://cont.ws/@kotlova/529634).
В снегу закопал, в полиции сказал: пропала! | Удар женским сапогом: мало не показалось! |
---|
Комментарии