Не дай Бог к власти придут коммунисты. За что лишали свободы яранских попов
Этот случай из 1937 года говорит в общем то о мужестве, так называемых попов, не всех, но эти молодцы, особенно на фоне некоторых командиров и командармов РККА.
Качмашев Николай Ксенофонтович, 1883 года рождения, уроженец д. Б-Рудка, проживал в с. Каракша Яранского района, мариец, священник церкви с. Каракша.
7 декабря 1937 года особой тройкой при УНКВД Кировской области подвергнут по ст. 58 п.10 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован 16 августа 1989 г.
Справка Каракшинского сельсовета
выдана настоящая на гражданина Качмашева Николая Ксенофонтовича в том, что он действительно является служителем культа, был лишен избирательных прав голоса до выпуска Сталинской Конституции. В селе Каракша служит попом с весны 1933 года. Неоднократно замечался в контрреволюционной работе в те годы и особенно в хлебозаготовительную кампанию 1937 года. Чтобы сорвать хлебопоставку, не отдал церковь под ссыпной пункт, вопреки постановлению общих собраний колхозов об отдаче церкви под склады. Разослал своих людей членов церковного совета и церковный актив по деревням для сбирания подписей, чтобы церковь не отдавать. Таким образом им удалось собрать более 500 подписей фиктивных, потому что отдельные граждане подписывались по нескольку раз. Кроме того, Качмашев ведет агитацию через своих людей, чтобы на выборы в Верховный Совет СССР избиратели не ходили. В силу этой агитации сорваны собрания в двух колхозах по изучению избирательного закона (М. Каракша, Винокурово). Люди на собрания нейдут, его агитация действует. Качмашев посылает своих людей для сбора продуктов с населения (мука и др.) (псаломщик дер. Лебедево и др. М. Каракша).
Справка выдана для предъявления в органы НКВД. Что и удостоверяется Каракшинским сельсоветом.
Прошлое Камашева Николая Кснофонтовича: до войны 1914 года: учитель в разных школах в Уржумском и Яранском уездах, с 1914 г. до февральской революции 1917 года в министерской Елеевской школе бывшего Уржумского уезда. В Октябрьскую революцию 1917 года: в этой же школе учителем, с Октябрьской революции 1917 года по настоящий день: по 1922 год преподавал в Марпедтехникуме в г. Яранске, по 1924 год занимался крестьянством. С 1924 г. по настоящее время служитель культа.
Вопрос: Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, направленной к срыву мероприятий советского правительства и нарзема на селе. Признаете себя виновным?
Ответ: «В контрреволюционной деятельности виноватым я себя не признаю.»
Вопрос: Вы являетесь инициатором и организатором сбора подписей верующих граждан Каракшинского сельсовета путем подворного обхода с целью срыва хлебозаготовительной кампании 1937 года.
Ответ: «Я как служитель культа, всегда стоящий за церковь, в прошлом 1936 году во время хлебозаготовительной кампании действовал по просьбе верующих граждан Каракшинского сельсовета - ходатайствовал перед краевыми и центральными органами власти против засыпки церкви зерном и в противном случае требовал использовать для совершения религиозных обрядов церковную сторожку. В текущем 1937 году так же в момент хлебозаготовок верующие граждане того же сельсовета и церковный совет во главе с председателем Скулкиным в целях противодействия использования церкви под ссыпной пункт Заготзерно обратились ко мне за советом провести сбор подписей верующих путем подворного обхода, на что я действительно дал согласие. Но инициатором и организатором сбора подписей верующих я не являлся и цели перед собой срывать хлебозаготовительную кампанию не ставил.
…Инициатива была общая, верующей массы, а я как служитель культа охотно поддержал эту инициативу.
Никаких молебствий и крестного хода я никогда и нигде не организовывал».
Постановили: Качмашева Николая Ксенофонтовича заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет, считая срок с 11 ноября 1937 года.
«Контрреволюционная монархическая организация истинно православная церковь» июль 1932 г.
«Викторовско-нектарианская организация церковников создана в 1928 г. после декларации митрополита Сергия. Епископы Виктор и Нектарий с другими после декларации отказались от него и создали свою организацию. У нас в 5 благочинии этот вопрос начал разбираться еще в 1927 г.»
«Развернув агитацию за истинное православие, члены организации в отношении попов, не согласных примкнуть к организации, применяли физическое насилие».
«Под руководством Питиримова толпа верующих устроила в церкви настоящий бой. Шерстенникова из церкви вытащили за волосы, а Питиримова ввели в церковь, где он с амвона в проповеди сказал: «Сергиевцы, еретики, предались антихристу и Соввласти, нужно гнать таких из церкви» - показания Морозова ( л.д.1426-1428).
Характеризуя свои политические устремления, обвиняемые показали:
Питиримов П.Н.: «… К вспыхнувшей в октябре 1917 г. революции и пришествию Соввласти я отнесся с недовольством, слышал, что это произошло под действием сатаны и попущению Божьему в наказание за грехи народа. Действия Советской власти сходны с действиями сатанинства» (л.д. 493).
Сухоруков С.П.: «Епископов Виктора и Нектария я признаю, потому что они не признают Соввласти и не предались ей. Приемлемой для ИПЦ является власть монархическая, во главе с монархом, как истинная защитница церкви» (л.д.455-0).
Яндуляцкий С.И.: «Чистосердечно признаюсь в том, что я против Советской власти и не признаю ее потому, что она закрывает церкви, разогнала монастыри и сажает в тюрьмы попов, а отсюда и определяет мое отношение к ней» (л.д.658).
Сухоруков С.П.: «… Мы преследуем цель вызвать со стороны населения недовольство по отношению к Соввласти и приближения этим ее свержения» (л.д.455-р).
Колесников: «…Поп Питиримов в ноябре месяце 1931 г. агитировал; «Япония бьёт Китай. Все равно и нашим большевикам тоже придет крах. Теперь правят жиды, это происходит последнее время, потому что в Китае настали драконы. Жидовская власть не может править всем миром, это власть не от бога, а от дьявола. Не верьте большевикам, пусть пострадаешь, но все равно придет им врагам конец»(л.д. 1557).
Питиримов П.Н.: «… В частных беседах с крестьянами я говорил им, что имеются предпосылки к скорому концу света, так как в настоящее время со стороны Советской власти усиливается гонение на религию и идут в народе слухи о войне» (л.д. 495).
Обвинение
Сухоруков Сергей Петрович, 1895 г.р., сын лесничего, д. Шаныриха Белаевской волости, Васильсурского уезда, образование низшее, служитель культа (поп), служил в старой армии в чине унтер-офицера; судим в 1930 г. за отказ от лесных работ, приговорен к 2 годам лишения свободы и 3 годам высылки; ведет бродячий образ жизни; до 1930 г. в с. Лом.
Питиримов Павел Николаевич, 1883 г.р., сын священника с. Шаранги, пастырские курсы в г. Вятка, женат, в 1929 г. был под следствием за контрреволюционную деятельность, несудимый, поп, лишен избирательных прав, проживает в с. Кикнур (лист. 478-496).
Юдинцев Александр Карпович, 1900 г.р., из крестьян д. Малое Гусево, дьякон, лишен избирательных прав, образование низшее, не судим, был арестован за уклонение от военного учета, отбыл 7 суток лишения свободы, живет в с. Останчурге Шарангского района.
Огородов Михаил Александрович, 1870 г.р., д. Борченки Котельнического уезда, малограмотный, холост, поп, лишен избирательных прав, несудимый, живет в с. Останчурге Шарангского района (л.д.627-641).
Кочев Александр Анисимович, он же «Авраамий», 1870 г.р., д. Пикино Яранского уезда, холост, малограмотный, не судимый, лишен избирательных прав, поп, живет в с. Останчурга (л.д.642 – 652).
Яндуляцкий Семен Иванович, 1887 г.р., мари, д. Алеева Оршанского района МАССР, образование низшее, поп, лишен избирательных прав, не судимый, вдовец, живет в с. Лежнино Шарангского района.
Яранские педагоги дошкольного образования решают проблемы в группах | Нагиши — кто такие в Яранском районе? |
---|
Комментарии